Этот рассказ о выборе 14-летнего юноши, поступившего на учебу в новый техникум, который открылся в городе в 1965 году. Что давало техническое образование тех лет для молодых людей? Их интересы во время учебы и первые шаги восемнадцатилетних специалистов после завершения образования...
Место и время событий
Это сейчас 14 летние мальчики кажутся нам маленькими детьми, в совершенстве, к сожалению, владеющими ненормативной лексикой, употребляющие алкоголь, курящие сигареты и вкусившие наркоту. Безусловно, их не большинство, но значительное и выделяющееся число молодежи, в том числе и девушки. А жаль. Наше поколение, то ли под влиянием рожденных, сразу после войны, старших братьев и сестер, то ли от недостатка соблазнов и избытка житейских обязанностей выглядело иначе. Мы не выпячивали свои "похождения" на показ. Мы стремились быть по своему взрослыми и выражали это: втихаря покуривая в подворотнях или на заднем дворе школы, вставляя в своем разговоре острые словечки, попивая винцо по случаю и для "храбрости". Но это было скрыто от лишних глаз и зависело от наличия заработанных или полученных от родителей денег. Первый вариант случался редко, а последних было всегда очень мало. Но мы, все же, были другими. Мы гордились силой и ловкостью, знаниями и умениями, собственными поделками и ... независимостью от девчонок. Но когда случалась дружба или встреча с девочкой тет-а-тет, то содержание таких встреч держалось в секрете, а болтуны презирались, а порой были и биты. Мы стремились жить не по годам. Получение Паспорта - было, без приувеличения, для нас настоящим событием. Паспорт не только давал возможность доступа к кинофильмам "до 16 лет", но и к взрослому труду и ко всему тому, или ну почти ко всему, что эту взрослую жизнь сопровождало. Вместе с получением прав мы осознавали и получение обязанностей. Видимо это было требованием времени: как можно быстрее получить специальность (образование или ремесло), стать экономически независимыми от родных и перейти во взрослую жизнь. Армия, для большинства из нас, была одиним из важнейших жизненных этапов, который необходимо было преодолеть, чтобы стать взрослым человеком. Мы гордились службой в армии. Впрочем, встречались и иные мнения. Но как жизненный рубеж от юношества ко взрослой жизни - служба в армии объективно существовала.
Итак, 1965-1966 года подарили городу и, в первую очередь, молодежи Хмельницкой области два учебных заведения, что были призваны сделать большой шаг в деле подготовки специалистов (инженеров и техников), не обману если скажу, огромного ряда профессий технического уклона. В след за учебными заведениями форсировалось строительство новых и расширение действующих предприятий города и области, открывая тысячи новых рабочих мест! Такую возможность предоставляли открывшиеся: Хмельницкий технологический институт бытового обслуживания (ХТИБО) и Хмельницкий электромехенический техникум (ХЭМТ).
Памятник Богдану Хмельницкому
на привокзальной площади
По большому счету система профобразования тех лет отличалась продуманностью и целесообразностью всех своих звеньев, дающих для обучающихся выбор на всех ее уровнях: завершить обучение и приступить к практической деятельности, приступить к практической деятельности и продолжать обучение, продолжать более фундаментальную теоретическую подготовку вплоть до участия в большой науке. Вдумайтесь, система предоставляла индивидууму возможность сделать выбор в зависимости от социальной, экономической, интелектуальной, морально-психологической и демографической ситуации любого из нас. Даже ранняя потеря родительской поддержки не означала для молодых людей ситуацию безисходности. Мы выбирали между трудностями для получения более качественного образования (средне-технического или, например, высшего) и трудностями, связанными от не реализованных честолюбивых планов и желаний. Забегая вперед, приведу только один пример того, что называется свободой выбора. Пример того, что было для нас реально доступным. Мне удалось разыскать в Интернете Аркадия Возного. Порня из параллельной группы техникума. Он учился в группе № 9, а я учился в группе № 10. После окончания техникума мы, как молодые специалисты, получили распределение в г. Ленинград. Аркадию предписывалось отработать 3 года в СМУ № 58 (если я не ошибся), а мне в СМУ № 54 треста "Электромонтаж-45" Минмонтажспецстроя СССР. После службы в армии, мне было не суждено вернуться в СМУ (строительно-монтажное управление) № 54, где я начинал свою карьеру электромонтером замерщиком 4 разряда, а через 6 месяцев уходил на службу в Советскую Армию будучи мастером прорабского участка в г. Выборге, который возглавлял Анатолий(?) Алексеевич(?) Голофаст. Аркадий, видимо, после службы в СА вернулся на свое рабочее место. Мы, каждый в своем управлении, были единственными молодыми специалистами со всеми правами, обязанностями и льготами, которые предоставляло нам государство и люди его составляющие. Нас не могли три года, то есть до окончания срока работы по распределению, уволить, но могли вне очереди предоставить жилую площадь, причем не общежите, а квартиру. Однако вернусь к Аркадию Антоновичу Возному. Сегодня он генеральный директор. Родился в 1951 г. на Украине. Окончил Хмельницкий электромеханический техникум, Северо-западный политехнический институт. По специальности инженер-электрик. Начинал трудовую деятельность рабочим, затем стал прорабом, начальником участка, главным инженером. В 1992 г. избран генеральным директором ЗАО «СтройЭлектро». Вот такой выбор давала страна (СССР и Украина) своим 18 летним пацанам.
Аркадий Антонович Возный
окончил ХЭМТ в 1970 году
Подобных примеров можно приводить множество. Безусловно, не все стали генеральными директорами, но все были обеспечены реальным правом на жизнь и труд, отдых и учебу, семью и крышу над головой, слушать и быть услышанным, на творчество и исполнение законов. Каждый из нас достигал своего будучи свободным в главном - своем выборе. (Продолжение в новых публикациях следует, см. также "Хмельницкий рок-н-рол" на http://photo-text.at.ua/publ/62-1-0-39). Жду Ваших отзывов и дополнений.
|